После 40 лет многие люди замечают за собой некоторую рассеянность. Отвлекаясь на телефонный звонок, мы нередко забываем про молоко на плите или другие незавершенные дела. Подобное происходит потому, что с возрастом головной мозг переходит в так называемый «мечтательный» режим, мысли в голове начинают блуждать, становится труднее сосредоточиться на поставленной задаче.
Научные исследования, призванные ответить на вопрос о способности человеческого мозга продолжать обучение в течение всей жизни, позволили ученым дать положительный ответ. Была опровергнута теория о разрушении части клеток головного мозга в пожилом возрасте. Таким образом, накопленная головным мозгом информация не исчезает, но скрывается в глубоких складках нейронов человеческого мозга.
Профессор психологии Дебора Берк, ведущая научную деятельность в колледже Помона в Калифорнии, детально изучила ситуации, когда человеку сложно вспомнить знакомое слово, название или чье-то имя. Причиной того, что слово «вертится на языке», но его не удается вспомнить, является нарушение нервных связей. Провоцирует данное нарушение редкое использование функций головного мозга по получению, обработке, систематизации и хранению различных сведений.
Активный образ жизни и непрерывное освоение новых знаний стимулируют работу головного мозга. В результате человек и в пожилом возрасте сохраняет способность развивать и формулировать мысли, выстраивать цепочки из образов, оперативно принимать правильные решения.
Непрерывное обучение служит отличной тренировкой для головного мозга, что наилучшим образом содействует сохранению памяти и ясности мышления. С возрастом человек создает себе определенную зону комфорта, что приводит к некоторому расслаблению и лени. В обязательном порядке надо мотивировать себя на чтение литературы, письмо, изучение иностранных языков, получение новых навыков.
Результатом послужит способность даже в почтенном возрасте сохранить накопленные знания, выстроить ассоциативные связи.
Эффективную методику предлагает Анна, сотрудник патронажной службы «Моя Лиза». Ее подопечные ежедневно играют в «слова», подыскивают синонимы к различным понятиям, выписывают отдельные определения и целые фразы на маркерную доску, а затем обсуждают свои ассоциации. Итогом становятся увлекательные истории, воспоминания, коллективные обсуждения, дающие заряд бодрости и позитива.
Именно непрерывная умственная деятельность не позволяет мозгу расслабляться, помогает сохранить мыслительные способности в почтенном возрасте.