Как сохранить ясный ум в пожилом возрасте?

После 40 лет многие люди замечают за собой некоторую рассеянность. Отвлекаясь на телефонный звонок, мы нередко забываем про молоко на плите или другие незавершенные дела. Подобное происходит потому, что с возрастом головной мозг переходит в так называемый «мечтательный» режим, мысли в голове начинают блуждать, становится труднее сосредоточиться на поставленной задаче.

Теряет ли человек с возрастом способность к обучению?

Научные исследования, призванные ответить на вопрос о способности человеческого мозга продолжать обучение в течение всей жизни, позволили ученым дать положительный ответ. Была опровергнута теория о разрушении части клеток головного мозга в пожилом возрасте. Таким образом, накопленная головным мозгом информация не исчезает, но скрывается в глубоких складках нейронов человеческого мозга.

Профессор психологии Дебора Берк, ведущая научную деятельность в колледже Помона в Калифорнии, детально изучила ситуации, когда человеку сложно вспомнить знакомое слово, название или чье-то имя. Причиной того, что слово «вертится на языке», но его не удается вспомнить, является нарушение нервных связей. Провоцирует данное нарушение редкое использование функций головного мозга по получению, обработке, систематизации и хранению различных сведений.

Активный образ жизни и непрерывное освоение новых знаний стимулируют работу головного мозга. В результате человек и в пожилом возрасте сохраняет способность развивать и формулировать мысли, выстраивать цепочки из образов, оперативно принимать правильные решения.

Как сохранить ясность мышления?

Непрерывное обучение служит отличной тренировкой для головного мозга, что наилучшим образом содействует сохранению памяти и ясности мышления. С возрастом человек создает себе определенную зону комфорта, что приводит к некоторому расслаблению и лени. В обязательном порядке надо мотивировать себя на чтение литературы, письмо, изучение иностранных языков, получение новых навыков.

Результатом послужит способность даже в почтенном возрасте сохранить накопленные знания, выстроить ассоциативные связи.

Эффективную методику предлагает Анна, сотрудник патронажной службы «Моя Лиза». Ее подопечные ежедневно играют в «слова», подыскивают синонимы к различным понятиям, выписывают отдельные определения и целые фразы на маркерную доску, а затем обсуждают свои ассоциации. Итогом становятся увлекательные истории, воспоминания, коллективные обсуждения, дающие заряд бодрости и позитива.

Именно непрерывная умственная деятельность не позволяет мозгу расслабляться, помогает сохранить мыслительные способности в почтенном возрасте.